Газойль каталитического крекинга представляет собой нефтепродукт, получаемый в процессе термокаталитической переработки нефтяных фракций. Основная задача этого процесса – производство высокооктанового бензина. Легкий и тяжелый газойль образуются как побочные продукты, наряду с углеводородным газом и коксом.
Фракционный (химический) состав Легким газойлем каталитического крекинга считается фракция с температурой кипения в диапазоне от 200 до 270 °C, иногда от 200 до 320 или 350 °C. Благодаря высокому содержанию ароматических углеводородов (40-80%) он имеет низкое цетановое число, не превышающее 20-25. Кроме того, легкий газойль отличается повышенным содержанием серы, составляющим 0,1-0,5%. Уровень сернистых соединений остается высоким даже после предварительной гидроочистки сырья.
Тяжелый газойль каталитического крекинга – это остаточный жидкий продукт, который начинает кипеть при температуре выше 270 °C, реже – выше 320 или 350 °C. Как и легкий газойль, он содержит значительное количество ароматических углеводородов, включая полициклические, концентрация которых достигает 60%.
Способы получения Каталитический крекинг – это технология расщепления крупных молекул углеводородов на более мелкие под действием высокой температуры и в присутствии катализатора. Для этого процесса используются нефтяные фракции с температурой кипения свыше 350 °C. В качестве катализатора применяется цеолитсодержащий микросферический катализатор с размерами частиц от 35 до 150 мкм и площадью поверхности 300-400 мм²/г.
Легкий и тяжелый газойли получают в результате каталитического крекинга вакуумного газойля, который служит сырьем для этого процесса. Вакуумный газойль представляет собой прямогонную фракцию нефти с температурой кипения от 350 до 500 °C. Конечная температура кипения определяется по содержанию металлов и коксуемости сырья, которая не должна превышать 0,3%.
Вакуумный газойль проходит гидроочистку для удаления сернистых соединений и снижения коксуемости. В результате крекинга углеводородная смесь направляется в ректификационную колонну, где разделяется на следующие фракции: - легкий крекинг-газойль; - тяжелый крекинг-газойль; - углеводородные газы С4; - крекинг-бензин; - кубовый остаток рециркулирующий газойль.
В настоящее время в области каталитического крекинга наблюдается тенденция к использованию более тяжелого сырья. Поэтому помимо прямогонного тяжелого газойля и легкой фракции вакуумной перегонки может применяться глубоковакуумный газойль с температурой конца кипения до 620 °C.
Способы применения Легкий каталитический газойль используется для уменьшения вязкости котельного и судового топлива, а также для производства сажи. Чаще всего этот нефтепродукт применяется как компонент дизельного топлива.
Из-за высокой концентрации серы и значительного содержания ароматических углеводородов легкий газойль не добавляется в больших объемах. Рекомендуемая норма составляет 20%, при условии, что в топливе имеется запас по содержанию сернистых соединений и цетановому числу. Если цетановое число достигает 45, то допускается добавление в дизтопливо; если 24 – его можно использовать в качестве разбавителя для мазута.
Тяжелый газойль применяется для производства деэмульгаторов и компонентов, снижающих вязкость дизельного топлива. Высокое содержание полициклических ароматических углеводородов делает этот нефтепродукт хорошим сырьем для получения дисперсного технического углерода, отдельных ароматических углеводородов (таких как нафталин и фенантрен), а также для коксования с целью получения высококачественного игольчатого кокса. Однако для этого необходимо, чтобы содержание серы соответствовало определенным требованиям. В противном случае тяжелый газойль используется как компонент котельного топлива.
Иногда легкий и тяжелый каталитический газойль подвергаются термическому крекингу, что обеспечивает нефтепродукту повышенную термостойкость и, по сравнению с прямогонными соляровыми дистиллятами, более низкое соотношение водорода к углероду.
Особенности транспортировки и хранения Легкий и тяжелый газойль транспортируются в соответствии с нормами перевозки опасных грузов. Для этого могут использоваться железнодорожный или автомобильный транспорт. Чаще всего для быстрой доставки применяются бензовозы, которые должны быть оснащены системами для слива и наливания нефтепродукта, иметь герметично закрывающиеся цистерны яркого цвета и специальные знаки, предупреждающие о перевозке опасного груза.
Хранение газойля осуществляется в резервуарах различных объемов и конфигураций: вертикальных, горизонтальных, подземных, полузаглубленных и надземных. В процессе хранения необходимо обеспечить полную герметичность резервуаров.