Бензин — это продукт, получаемый в результате фильтрации и термической обработки сырой нефти с добавлением специальных присадок, которые увеличивают срок службы двигателя. Он составляет около 25% от общего объема добываемой нефти. Ключевой характеристикой бензина является его устойчивость к детонации, которая в народе чаще называется октановым числом. Это значение не служит показателем качества продукции, а указывает на принадлежность бензина к определённому типу двигателей внутреннего сгорания. Ещё одним важным параметром, отражающим эксплуатационные характеристики бензина, является его плотность. Определяя массу топлива относительно его объема, производитель может установить объемный вес и марку топлива.
Плотность топлива: государственная стандартизация
Быстрое развитие нефтеперерабатывающей отрасли и ужесточение экологических требований стали основными факторами для создания стандартов и регламентов для всех марок бензина. Например, установлены допустимые пределы содержания металлических соединений в бензине (ГОСТ Р 51866-2002), что позволяет контролировать процесс производства высокооктанового топлива с октановым числом 95 и 98.
В 2013 году в России был введён стандарт ГОСТ 32513-2013 в рамках внедрения Евро-4. Спустя два года были официально утверждены Технические условия ТУ 0251-001-12150839-2015, которые содержат ещё более строгие требования к производству топливопродуктов.
Все транспортные средства, а также топливо и нефтепродукты, импортируемые в страну, должны соответствовать требованиям Евро-5. Этот экологический стандарт включает более 20 характеристик, среди которых удельный вес бензина, плотность бензина АИ-92 при 20 градусах и процентное содержание веществ, наносящих вред экологии.
Важно отметить, что показатели плотности и другие технические характеристики могут варьироваться в зависимости от технологических процессов, применяемых производителем при переработке сырья. Основная задача ГОСТов и экологических стандартов заключается в обеспечении соблюдения минимально обязательных требований.
Плотность топлива: государственная стандартизация
Быстрое развитие нефтеперерабатывающей отрасли и ужесточение экологических требований стали основными факторами для создания стандартов и регламентов для всех марок бензина. Например, установлены допустимые пределы содержания металлических соединений в бензине (ГОСТ Р 51866-2002), что позволяет контролировать процесс производства высокооктанового топлива с октановым числом 95 и 98.
В 2013 году в России был введён стандарт ГОСТ 32513-2013 в рамках внедрения Евро-4. Спустя два года были официально утверждены Технические условия ТУ 0251-001-12150839-2015, которые содержат ещё более строгие требования к производству топливопродуктов.
Все транспортные средства, а также топливо и нефтепродукты, импортируемые в страну, должны соответствовать требованиям Евро-5. Этот экологический стандарт включает более 20 характеристик, среди которых удельный вес бензина, плотность бензина АИ-92 при 20 градусах и процентное содержание веществ, наносящих вред экологии.
Важно отметить, что показатели плотности и другие технические характеристики могут варьироваться в зависимости от технологических процессов, применяемых производителем при переработке сырья. Основная задача ГОСТов и экологических стандартов заключается в обеспечении соблюдения минимально обязательных требований.
Проведение расчетов
Удельная плотность бензина любой марки, независимо от метода его производства, определяется при соблюдении установленной температуры. Ранее плотность бензина АИ-95 измерялась при 20 градусах (так же, как и других доступных марок). Однако в свете ужесточения требований температура была снижена на пять градусов. При проведении расчетов важно опираться на данные, указанные в техническом паспорте продукта, так как это может привести к различным результатам.
Если на месте отсутствует специализированное диагностическое оборудование, специалисты могут воспользоваться рядом теоретических расчетов. В этом случае основой служит информация из технического паспорта. Алгоритм действий следующий:
1. Определение показателя плотности.
2. Вычисление температуры топлива, подлежащего анализу.
3. Определение разницы между показателями температур.
4. Поиск значения изменения на один градус с использованием специальной таблицы, в которой представлены поправки плотностных характеристик нефтепродуктов.
5. Умножение поправки на значение разницы температур.
6. Прибавление или вычитание полученных значений из паспортных данных, если температура превышает или ниже установленного значения.
Преимущество таких расчетов заключается в возможности определения плотности бензина в кг/м³ без необходимости использования лабораторного оборудования.
Удельная плотность бензина любой марки, независимо от метода его производства, определяется при соблюдении установленной температуры. Ранее плотность бензина АИ-95 измерялась при 20 градусах (так же, как и других доступных марок). Однако в свете ужесточения требований температура была снижена на пять градусов. При проведении расчетов важно опираться на данные, указанные в техническом паспорте продукта, так как это может привести к различным результатам.
Если на месте отсутствует специализированное диагностическое оборудование, специалисты могут воспользоваться рядом теоретических расчетов. В этом случае основой служит информация из технического паспорта. Алгоритм действий следующий:
1. Определение показателя плотности.
2. Вычисление температуры топлива, подлежащего анализу.
3. Определение разницы между показателями температур.
4. Поиск значения изменения на один градус с использованием специальной таблицы, в которой представлены поправки плотностных характеристик нефтепродуктов.
5. Умножение поправки на значение разницы температур.
6. Прибавление или вычитание полученных значений из паспортных данных, если температура превышает или ниже установленного значения.
Преимущество таких расчетов заключается в возможности определения плотности бензина в кг/м³ без необходимости использования лабораторного оборудования.
Плотностные показатели для различных видов топлива
Для каждого типа топлива установлены отдельные нормы плотности. Однако следует учитывать, что плотность является переменной величиной и во многом зависит от температуры.
Плотность бензина АИ-92
Бензин АИ-92 имеет октановое число не ниже 91. Он в основном используется в легковых и грузовых автомобилях, а также в различных бытовых устройствах, таких как газонокосилки, бензорезы и бензопилы. Визуально этот бензин должен быть чистым и прозрачным. Одной из его характерных особенностей является высокая устойчивость к детонации, что и обуславливает его популярность, особенно среди владельцев старых автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. При проверке плотности бензина АИ-92 при температуре +15 градусов Цельсия его удельный вес колеблется в диапазоне 725-780 килограммов на кубометр.
Плотность бензина АИ-95
Бензин АИ-95 активно используется для заправки импортных автомобилей и отличается улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию различных технологических компонентов. Минимальное октановое число этого бензина составляет 95. Проверка плотности бензина АИ-95 также проводится при температуре 15 градусов Цельсия, и стандартный удельный вес составляет 750 килограммов на кубический метр, с возможными колебаниями на 5 кг в обе стороны.
Плотность бензина АИ-100
В последнее время все чаще встречаются заправочные станции, предлагающие «сотый» бензин. Этот вид топлива отличается от других благодаря добавлению специальных Экто-присадок. Несмотря на высокую цену, она оправдана улучшенными эксплуатационными характеристиками. Стандартный показатель плотности бензина АИ-100 находится в диапазоне 725-750 килограммов на кубический метр при температуре 15 градусов Цельсия.
Диагностика с помощью ареометра
Определение удельного веса бензина осуществляется с помощью ареометра — специального устройства, основанного на принципе Архимеда. Этот принцип гласит, что любой объект, погруженный в жидкость, вытесняет объем воды, равный его весу. Шкала ареометра позволяет быстро получить необходимое значение.
Для достижения точного результата следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. В прозрачную жидкость заливают бензин и аккуратно помещают ареометр.
2. Прибор вращают для удаления воздушных пузырьков и стабилизируют его положение на поверхности жидкости. Удаление пузырьков важно для предотвращения ошибок в измерениях из-за повышения плавучести ареометра.
3. Устанавливают ареометр так, чтобы поверхность горючего находилась на уровне глаз.
4. Записывают значение, указанное на шкале, а также температуру, при которой проводился эксперимент.
Допускается использование пикнометра, соответствующего ГОСТ 3900-85, для проведения диагностических работ, однако этот прибор редко применяется на практике из-за нестабильности показаний.
Бензин АИ-92 имеет октановое число не ниже 91. Он в основном используется в легковых и грузовых автомобилях, а также в различных бытовых устройствах, таких как газонокосилки, бензорезы и бензопилы. Визуально этот бензин должен быть чистым и прозрачным. Одной из его характерных особенностей является высокая устойчивость к детонации, что и обуславливает его популярность, особенно среди владельцев старых автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. При проверке плотности бензина АИ-92 при температуре +15 градусов Цельсия его удельный вес колеблется в диапазоне 725-780 килограммов на кубометр.
Плотность бензина АИ-95
Бензин АИ-95 активно используется для заправки импортных автомобилей и отличается улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию различных технологических компонентов. Минимальное октановое число этого бензина составляет 95. Проверка плотности бензина АИ-95 также проводится при температуре 15 градусов Цельсия, и стандартный удельный вес составляет 750 килограммов на кубический метр, с возможными колебаниями на 5 кг в обе стороны.
Плотность бензина АИ-100
В последнее время все чаще встречаются заправочные станции, предлагающие «сотый» бензин. Этот вид топлива отличается от других благодаря добавлению специальных Экто-присадок. Несмотря на высокую цену, она оправдана улучшенными эксплуатационными характеристиками. Стандартный показатель плотности бензина АИ-100 находится в диапазоне 725-750 килограммов на кубический метр при температуре 15 градусов Цельсия.
Диагностика с помощью ареометра
Определение удельного веса бензина осуществляется с помощью ареометра — специального устройства, основанного на принципе Архимеда. Этот принцип гласит, что любой объект, погруженный в жидкость, вытесняет объем воды, равный его весу. Шкала ареометра позволяет быстро получить необходимое значение.
Для достижения точного результата следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. В прозрачную жидкость заливают бензин и аккуратно помещают ареометр.
2. Прибор вращают для удаления воздушных пузырьков и стабилизируют его положение на поверхности жидкости. Удаление пузырьков важно для предотвращения ошибок в измерениях из-за повышения плавучести ареометра.
3. Устанавливают ареометр так, чтобы поверхность горючего находилась на уровне глаз.
4. Записывают значение, указанное на шкале, а также температуру, при которой проводился эксперимент.
Допускается использование пикнометра, соответствующего ГОСТ 3900-85, для проведения диагностических работ, однако этот прибор редко применяется на практике из-за нестабильности показаний.