Российские власти вновь рассматривают меры, направленные на сдерживание традиционного роста цен на топливо, который обычно наблюдается летом и осенью. В этом году к привычным причинам подорожания бензина добавились новые факторы. Существует риск дефицита топлива из-за плановых остановок нефтеперерабатывающих заводов для ремонта и последствий атак украинских дронов. Например, в марте выпуск бензина в стране снизился на 7,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, согласно данным Росстата.
В настоящее время уже введен запрет на экспорт бензина, что помогло смягчить резкий рост оптовых цен на бирже, зафиксированный в первом квартале 2024 года. Тем не менее, по сравнению с январем стоимость топлива для участников рынка сейчас на 40% выше для марки АИ-95 и на 65% для 95-го бензина, цена которого почти достигла 75 тысяч рублей за тонну, вернувшись к уровню пикового кризиса прошлого года, когда тонна бензина марки «Премиум-95» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже превышала 76 тысяч рублей. Несмотря на усилия регуляторов по сдерживанию роста цен, ситуация остается сложной, и августовский кризис вновь затрагивает высокооктановый бензин
В настоящее время уже введен запрет на экспорт бензина, что помогло смягчить резкий рост оптовых цен на бирже, зафиксированный в первом квартале 2024 года. Тем не менее, по сравнению с январем стоимость топлива для участников рынка сейчас на 40% выше для марки АИ-95 и на 65% для 95-го бензина, цена которого почти достигла 75 тысяч рублей за тонну, вернувшись к уровню пикового кризиса прошлого года, когда тонна бензина марки «Премиум-95» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже превышала 76 тысяч рублей. Несмотря на усилия регуляторов по сдерживанию роста цен, ситуация остается сложной, и августовский кризис вновь затрагивает высокооктановый бензин
Сложности в основном касаются высокооктановых бензинов: 95-го, 98-го и 100-го. Исторически российская нефтяная промышленность была ориентирована на производство низкооктанового бензина, однако с обновлением автопарка спрос на такое топливо постепенно снижается (выпуск 76-го и 80-го бензина уже прекращен). Доля высокооктанового топлива увеличивается: если в 2010 году на АИ-95, АИ-98 и АИ-100 приходилось 19% от общего объема производства бензина в стране, то сейчас этот показатель составляет уже 41%. Остальные 59% занимают 92-й бензин, при этом на бирже его доля еще более выражена — около 62-65% всех продаж.
Проблема заключается в том, что 95-й бензин покупается на АЗС почти так же часто, как и 92-й. Это приводит к постоянному дефициту высокооктанового топлива и значительному росту цен на него по сравнению с 92-м. В начале 2024 года разница в оптовых ценах между двумя марками превышала 13 тысяч рублей (например, 21 марта 95-й стоил 66 421 рублей за тонну, а 92-й — 53 420 рублей). К началу августа разница в ценах достигла 18 тысяч рублей за тонну.
Проблема заключается в том, что 95-й бензин покупается на АЗС почти так же часто, как и 92-й. Это приводит к постоянному дефициту высокооктанового топлива и значительному росту цен на него по сравнению с 92-м. В начале 2024 года разница в оптовых ценах между двумя марками превышала 13 тысяч рублей (например, 21 марта 95-й стоил 66 421 рублей за тонну, а 92-й — 53 420 рублей). К началу августа разница в ценах достигла 18 тысяч рублей за тонну.
Что касается октанового числа, оно определяет способность бензина противостоять детонации. Чем выше это число, тем лучше топливо сопротивляется преждевременному воспламенению. Опасность детонации заключается в том, что топливо может воспламеняться раньше времени, что приводит к разрушительным "микровзрывам" в двигателе. Использование более высокооктанового бензина в двигателе, предназначенном для работы на 92-м, допустимо, тогда как обратное может привести к повреждению мотора. Существует два способа повышения октанового числа: первый — более дорогой — это производство 95-го бензина с самого начала; второй — более распространенный — это добавление присадок к стандартному 92-му бензину для повышения его октанового числа.
Существует альтернатива
Из-за проблем с высокооктановыми присадками в России 95-й и 98-й бензины на бирже значительно дороже 92-го. В настоящее время единственной добавкой для повышения октанового числа в стране является метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), который производят лишь несколько компаний, фактически монополизировавших рынок и значительно увеличивших цены за последние годы.
Из-за проблем с высокооктановыми присадками в России 95-й и 98-й бензины на бирже значительно дороже 92-го. В настоящее время единственной добавкой для повышения октанового числа в стране является метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), который производят лишь несколько компаний, фактически монополизировавших рынок и значительно увеличивших цены за последние годы.
Однако существуют и другие присадки, способные увеличить октановое число бензина, такие как ароматические углеводороды (толуол и кумол), биоэтанол и ароматические амины, включая N-метиланилин. Последний считается наиболее эффективным и экономичным способом повышения октанового числа. Например, использование МТБЭ для повышения октанового числа с 92 до 95 стоит около 2,3 тыс. рублей за тонну, тогда как с N-метиланилином эта сумма составляет всего 600-650 рублей.
Тем не менее, в России с 2016 года использование N-метиланилина запрещено по решению Минэнерго, которое объясняло это решение высокой токсичностью вещества и увеличением концентрации оксида азота в выхлопе.
Производители N-метиланилина признают его токсичность, однако это относится ко всем веществам, используемым в производстве бензина. Важно отметить, что в чистом виде N-метиланилин не применяется — его доля в бензине составляет всего около 1%.
Существует еще один аспект: при концентрации N-метиланилина 1% действительно фиксируется небольшое увеличение оксидов азота в выхлопных газах (из-за наличия атома азота в составе). Однако результаты зависят от места замеров. Если измерять до нейтрализатора отработавших газов, то оксидов азота будет больше. Но при замерах после нейтрализатора, то есть в реальных выбросах автомобиля, разница отсутствует.
Интересно, что несколько лет назад РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и ООО «Центр мониторинга новых технологий» предлагали правительству внести изменения в Технический регламент Таможенного союза, чтобы разрешить использование N-метиланилина при производстве бензина класса «Евро-5».
«N-метиланилин не был включен в состав бензина экологического класса К5 из-за давления производителей других добавок. Однако после его запрета ряд ведущих организаций провели испытания бензинов с N-метиланилином на современных двигателях и токсикологические исследования, которые показали возможность использования таких бензинов без негативного влияния на технику, экологию и здоровье человека. У нас есть все необходимые данные для внесения изменений в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011, разрешающих применение до 1% N-метиланилина в бензине экологического класса К5», — пояснил Autonews.ru профессор Губкинского университета Михаил Ершов.
Также упоминается еще одна проблема N-метиланилина: при высоких концентрациях этого вещества возрастает количество смол в бензине, что может привести к дополнительным отложениям в топливной системе. «Это правда. Но важно отметить, что смолы не образуются, если содержание N-метиланилина не превышает 1%. Можно сказать, что N-метиланилин — это как лекарство: при передозировке он может быть вреден, но в правильной дозировке он полезен. Следует отметить, что N-метиланилин разрешен во многих странах мира, включая соседний Казахстан», — добавил Михаил Ершов.
Тем не менее, в России с 2016 года использование N-метиланилина запрещено по решению Минэнерго, которое объясняло это решение высокой токсичностью вещества и увеличением концентрации оксида азота в выхлопе.
Производители N-метиланилина признают его токсичность, однако это относится ко всем веществам, используемым в производстве бензина. Важно отметить, что в чистом виде N-метиланилин не применяется — его доля в бензине составляет всего около 1%.
Существует еще один аспект: при концентрации N-метиланилина 1% действительно фиксируется небольшое увеличение оксидов азота в выхлопных газах (из-за наличия атома азота в составе). Однако результаты зависят от места замеров. Если измерять до нейтрализатора отработавших газов, то оксидов азота будет больше. Но при замерах после нейтрализатора, то есть в реальных выбросах автомобиля, разница отсутствует.
Интересно, что несколько лет назад РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и ООО «Центр мониторинга новых технологий» предлагали правительству внести изменения в Технический регламент Таможенного союза, чтобы разрешить использование N-метиланилина при производстве бензина класса «Евро-5».
«N-метиланилин не был включен в состав бензина экологического класса К5 из-за давления производителей других добавок. Однако после его запрета ряд ведущих организаций провели испытания бензинов с N-метиланилином на современных двигателях и токсикологические исследования, которые показали возможность использования таких бензинов без негативного влияния на технику, экологию и здоровье человека. У нас есть все необходимые данные для внесения изменений в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011, разрешающих применение до 1% N-метиланилина в бензине экологического класса К5», — пояснил Autonews.ru профессор Губкинского университета Михаил Ершов.
Также упоминается еще одна проблема N-метиланилина: при высоких концентрациях этого вещества возрастает количество смол в бензине, что может привести к дополнительным отложениям в топливной системе. «Это правда. Но важно отметить, что смолы не образуются, если содержание N-метиланилина не превышает 1%. Можно сказать, что N-метиланилин — это как лекарство: при передозировке он может быть вреден, но в правильной дозировке он полезен. Следует отметить, что N-метиланилин разрешен во многих странах мира, включая соседний Казахстан», — добавил Михаил Ершов.
Цены могут снизиться
По мнению экспертов, разрешение на использование N-метиланилина в производстве топлива поможет быстро справиться с нехваткой 95-го бензина. Кроме того, введение новой присадки создаст здоровую конкуренцию между производителями, что, в свою очередь, должно привести к снижению цен для потребителей.
Следует также отметить, что в России имеются собственные мощности для производства N-метиланилина, и мы не зависим от импорта. Если разрешить использование этой добавки, можно будет оперативно увеличить выпуск 95-го бензина на 3 миллиона тонн. А при планируемом расширении производства N-метиланилина объемы могут достичь уже 7 миллионов тонн.
Это не только позволит полностью решить проблему нехватки этого востребованного топлива в стране, но и восстановить экспорт в другие государства.
По мнению экспертов, разрешение на использование N-метиланилина в производстве топлива поможет быстро справиться с нехваткой 95-го бензина. Кроме того, введение новой присадки создаст здоровую конкуренцию между производителями, что, в свою очередь, должно привести к снижению цен для потребителей.
Следует также отметить, что в России имеются собственные мощности для производства N-метиланилина, и мы не зависим от импорта. Если разрешить использование этой добавки, можно будет оперативно увеличить выпуск 95-го бензина на 3 миллиона тонн. А при планируемом расширении производства N-метиланилина объемы могут достичь уже 7 миллионов тонн.
Это не только позволит полностью решить проблему нехватки этого востребованного топлива в стране, но и восстановить экспорт в другие государства.